Блок цилиндров — базовая деталь двигателя. В блоке цилиндров выполнены постели для коренных подшипников коленчатого вала, подшипников распределительного вала, а также рубашка охлаждения, окружающая цилиндры, главная масляная магистраль и места для крепления других узлов и приборов. В блоке V-образного двигателя два ряда цилиндров, расположенных под углом, и соответственно две головки блока — для правого и левого рядов цилиндров.
Блок цилиндров многоцилиндровых двигателей отливают из серого чугуна или алюминиевого сплава в виде целой детали. Как одно целое с блоком цилиндров отливают и верхнюю часть картера двигателя.
Цилиндр может быть выполнен непосредственно в корпусе блока или в виде сменной гильзы, изготовленной из кислотостойкого чугуна и установленной в направляющих поясках блока цилиндров. Для уменьшения износа верхней части гильзы в ней делают износостойкие вставки.
Блок цилиндров у двигателей «Москвич-412» (рис. 5) и для легковых автомобилей ГАЗ и УАЗ отлит из алюминиевого сплава. К блоку 14 как к базовой детали при сборке крепят узлы и детали двигателя. Цилиндры блока имеют сменные чугунные гильзы 11, вставленные в гнезда блока и прижатые сверху головкой цилиндров. Внешние стенки гильз омываются охлаждающей жидкостью. В нижней части каждая гильза уплотнена прокладкой 10 из красной меди, зажатой между опорными торцами гильзы и блока, а в верхней части — прокладкой головки цилиндров, прижатой плоскостью головки к верхним торцам всех гильз блока. Цилиндры располагаются в один ряд.
Рис. 5. Нижняя крышка (а) блока цилиндров двигателя «Москвич-412» (б): 1 — штифт для установки зажигания, 2 — крышка поперечного водяного канала с прокладкой, 3 — нижняя крышка, 4, 5 — правая и левая прокладки нижней крышки, 6 — верхняя крышка привода газораспределительного механизма, 7 — место для установки натяжного устройства цепи, 8,9 — правая и левая прокладки верхней крышки, 10 — прокладка гильзы цилиндра, 11 — гильза цилиндра, 12 — крыша люка водяной рубашки, 13 — прокладка крышки люка, 14 — блок цилиндров; А — прилив для размещения водяного насоса, Б — водораспределительный канал, В — гнездо для стартера.
В нижней части блока размещены пять опор (коренных подшипников) коленчатого вала. Крышки коренных подшипников чугунные невзаимозаменяемые, каждая из них базируется на двух трубчатых штифтах, сквозь которые проходят шпильки, крепящие крышки подшипников к блоку.
Блок цилиндров двигателей автомобиля ВАЗ и Мелитопольского моторного завода для автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия» отлит из специального низколегированного чугуна. Гильзы цилиндров выполнены непосредственно в блоке. Для повышения жесткости нижняя плоскость блока опущена на 50...53 мм ниже оси коленчатого вала. Крышки опор коренных подшипников прикреплены к блоку самоконтрящимися болтами.
В головке 1 цилиндров двигателя ВАЗ-2108 (рис. 6) расположены камеры сгорания клиновидной формы с впускными и выпускными каналами, которые выведены на правую сторону головки цилиндров и через прокладки соединяются с соответствующими трубопроводами. В каждой камере сгорания есть резьбовые отверстия для свечей зажигания.
Рис. 6. Головка цилиндров двигателя ВАЗ-2108: 1 — головка цилиндра, 2 — распределительный вал, 3, 6 — задний и передний корпус подшипников распределительного вала, 4 — прокладка, 5 — крышка головки цилиндров, 7 — сальник.
Свободное пространство внутри головки цилиндров образует охлаждающую рубашку, которая с задней стороны имеет выход к отводящему патрубку. С этой стороны находится и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Через отверстия на нижней стороне охлаждающая рубашка головки цилиндров сообщается с охлаждающей рубашкой блока цилиндров. С правой стороны через два отверстия охлаждающая жидкость проходит в рубашку впускного трубопровода для подогрева горючей смеси.
В правой верхней части вдоль всей головки цилиндров просверлен канал для масляной магистрали, от которой по наклонным каналам масло подается к опорам распределительного вала, а по горизонтальному каналу — на правую сторону к датчику контрольной лампы давления масла.
В верхней части головки цилиндров расположены пять разъемных опор под шейки распределительного вала. Верхняя половина опоры находится в переднем 6 и заднем 3 корпусах подшипников, а нижняя — в головке цилиндров. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с корпусами подшипников, поэтому опоры не взаимозаменяемы, и головку цилиндров можно применять только в сборе с корпусами подшипников.
Механизм привода клапанов, установленный на головке цилиндров, закрывается алюминиевой литой крышкой 5. По всему периметру нижней поверхности крышки имеется паз, в который вставляется уплотнительная резиновая прокладка 4.
Головка блока цилиндров в двигателе автомобиля ГАЗ-3102 обеспечивает форкамерно-факельный способ зажигания рабочей смеси (рис. 7), благодаря которому достигаются высокие скорости сгорания и эффективное сжигание бедных смесей. Все это повышает экономичность двигателя и значительно снижает токсичность отработавших газов. Диапазон эксплуатационных нагрузок этого двигателя вполне обеспечивается бедными смесями, и только для получения максимальной мощности (полное или близкое к полному открывание дроссельных заслонок) состав смеси при форкамерно-факельном способе зажигания обогащается.
Рис. 7. Схема двигателя автомобиля ГАЗ-3102 с форкамерно-факельным зажиганием: 1 — канал питания форкамеры, 2 — форкамерная секция карбюратора, 3 — карбюратор, 4 — впускной канал, 5 — впускной клапан основной камеры, 6 — коромысло, 7 — ось коромысла, 8 — клапан форкамеры, 9 — свеча зажигания, 10 — форкамера, 11 — сопло форкамеры, 12 — основная камера, 13 — штанга, 14 — толкатель, 15 — распределительный вал.
Рядом с основной камерой сгорания расположена дополнительная камера 10 (форкамера) небольшого объема, соединенная с основной двумя отверстиями 11 малого диаметра — соплами. Рабочая смесь поступает в форкамеру через впускной клапан 8 из форкамерной секции карбюратора. Смесь в форкамере воспламеняется от свечи 9, и высокоактивные продукты горения богатой форкамерной смеси выбрасываются через два сопла в основную камеру сгорания в виде факелов, которые воспламеняют находящуюся там бедную рабочую смесь. Этим достигается надежное, быстрое и полное сгорание бедной рабочей смеси в основной камере.
Головки цилиндров двигателя ЗАЗ-968 имеют ребра воздушного охлаждения с увеличенной теплоотдачей, отлиты из алюминиевого сплава, взаимозаменяемы и общие для двух цилиндров. В головке запрессованы металлокерамические втулки и седла клапанов из специального чугуна. В отверстия под свечи завернуты бронзовые резьбовые втулки, фиксируемые штифтами.