Назначение кривошипно-шатунного механизма — преобразовывать прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала и передавать воспринятые поршнем усилия силовой передаче автомобиля. У многоцилиндрового двигателя кривошипно-шатунный механизм состоит из блока и головки блока цилиндров, поршневой группы, шатунов, коленчатого вала, маховика, картера и поддона.
Блок и головка блока цилиндров базовые детали двигателя. В блоке цилиндров выполнены постели для коренных подшипников коленчатого вала, подшипников распределительного вала, а также рубашка охлаждения, окружающая цилиндры, главная масляная магистраль и места для крепления других узлов и приборов. В блоке V-образного двигателя два ряда цилиндров, расположенных под углом, и соответственно две головки блока — для правого и левого рядов цилиндров.
В поршневую группу двигателя входят поршень с поршневыми кольцами, поршневой палец и шатун. Поршень воспринимает усилия от расширяющихся газов и через шатун передает их коленчатому валу. Поршни отливают из алюминиевого сплава. Верхняя часть поршня — головка — имеет днище. На головке поршня проточены три кольцевые канавки для двух компрессионных колец и одного маслосъемного. От канавки маслосъемного кольца к внутренней полости идут две щелевидные прорези, по которым излишнее масло, снимаемое маслосъемным кольцом с цилиндра, сбрасывается в картер двигателя.
Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунам, и преобразует их в крутящий момент. Чтобы обеспечить равномерное чередование рабочих ходов, колена или у четырехцилиндрового двигателя располагают под углом 180°, у шестицилиндрового — под углом 120°, у восьмицилиндрового — под углом 90°.