Кузов автомобиля, обеспечивая водителю и пассажирам комфорт при поездке, должен удовлетворять основному требованию — обеспечивать их безопасность в случае аварийной ситуации, необходимые функциональные свойства для движения автомобиля и соответствовать современному уровню эстетики.
Кузова легковых автомобилей по своему техническому исполнению и назначению подразделяют на следующие основные классы:
- «седан» — двух- или четырех-дверный, 4—5-местный, с отдельными объемами для двигателя, пассажиров и багажа;
- «универсал» — с вагонной компоновкой задней части кузова, используемый для перевозки людей и грузов;
- «кабриолет» — 4—6-местный со складной крышей и съемными стенками боковых окон;
- «лимузин» — высококомфортабельный, в котором водитель отделен от пассажиров стеклянной перегородкой;
- «купе» — 2-местный с двумя дополнительными местами на заднем сиденьи.
Кузова легковых автомобилей, как правило, выполняют несущими, т. е. с элементами ходовой части и шасси, прикрепленными к кузову. Это способствует уменьшению массы автомобиля, понижению центра тяжести и общей высоты, но создает определенные трудности в достижении хорошей шумоизоляции в салоне автомобиля. Поэтому комфортабельные автомобили с двигателями большого объема по литражу имеют рамную конструкцию.
Основу несущего кузова легкового автомобиля составляет каркас. Силовая схема каркаса рассчитывается так, чтобы при ударе спереди, сзади и с боков гасилась его энергия. Элементы, образующие обитаемое пространство кузова, должны иметь минимально возможные деформации, чтобы снизить тяжесть последствий аварии для пассажиров. В обеспечении пассивной безопасности большую роль играют ремни безопасности, мягкая панель приборов, накладки стоек, конструкция шарнира у зеркала заднего вида и другие элементы.
Снаружи кузов защищен энергопоглащающими бамперами. Кузов автомобиля ВАЗ-2108 (рис. 93) включает такие основные элементы каркаса, как передок, пол, боковины, крышу с рамой ветрового окна, панель задка, силовые элементы (лонжероны, поперечины, стойки). К деталям оперения относятся лицевые панели кузова и навесных узлов (капота 5, двери 19 задка, передних крыльев 1). Все детали и узлы, кроме навесных элементов и передних крыльев, соединены в одно целое контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой.
Система отопления и вентиляции кузова предназначена для вентиляции кузова путем принудительной подачи свежего воздуха, а в холодное время — для обогрева кузова и ветрового стекла теплым воздухом.
Стеклоподъемники дверей у кузова автомобилей применяют двух типов — рычажные (ГАЗ-3102 «Волга») и тросовые (ВАЗ и «Москвич»). Тросовый привод стеклоподъемника автомобиля ВАЗ-2108 и «Москвич-2141» крепится на внутренней панели двери гайками к приварным болтам. Трос 3 (рис. 94) охватывает два ролика 4, установленных на верхнем и нижнем кронштйнах направляющей 7 стеклоподъемника. В корпусе механизма 6 привода стеклоподъемника трос наматывается на барабан, на ведущем валике которого располагается пружинный тормоз, препятствующий самопроизвольному опусканию стекла.
Рис. 94. Стеклоподъемник двери: 1 — пластина крепления опускного стекла, 2 — пружины выбора слабины троса при его вытяжке, 3 — трос, 4 — ролик, 5 — оболочка троса, 6 — механизм привода стеклоподъемника, 7 — направляющая.