Схема работы отопления салона автомобиля ВАЗ-2108
Система отопления и вентиляции предназначена для вентиляции кузова путем принудительной подачи свежего воздуха, а в холодное время — для обогрева кузова и ветрового стекла теплым воздухом.
Конструкцию системы вентиляции и отопления кузова большинства моделей отечественных легковых автомобилей можно рассмотреть на примере автомобиля ВАЗ-2108 (рис. 95). Наружный воздух поступает под капот воздухоприемника перед ветровым стеклом. Воздух, подающийся электровентилятором 7 в кожухи отопителя, может поступать в салон, минуя радиатор отопителя, или проходить через него частично или полностью.
Управление отопителем осуществляется заслонкой 1, рычаг которой соединен тягой 18 с рукояткой 15. Одновременно эта рукоятка соединена тягой 19 с рычагом крана отопителя 4. Перемещение рукоятки приводит к открытию или закрытию крана и заслонки. Воздух может поступать по воздухопроводу 8 на обогрев ветрового стекла, а также в салон через боковые и центральные сопла. По воздуховоду 21 и через окно 20 воздух подается к ногам передних и задних пассажиров. Регулировка подачи этого воздуха осуществляется заслонкой 10 через рукоятку 14. Обогрев ветрового стекла регулируется заслонкой 9 с помощью рукоятки 13.
Электродвигатель вентилятора имеет три частоты вращения. Малые частоты обеспечиваются дополнительными резисторами. При включении электродвигателя без резисторов ротор вентилятора вращается с максимальной частотой (4000 мин-1).
Вентиляция салона осуществляется системой приточной и вытяжной вентиляции. Вытяжная обеспечивается отсосом воздуха из салона и выводит его наружу через клапаны и решетки, размещенные на задней стойке или заднем крыле автомобиля.
Рис. 95. Схема работы отопления салона автомобиля ВАЗ-2108: 1 — заслонка управления отопителем, 2 — шланги подсоединения радиатора, 3 — шланги присоединения крана-отопителя, в системе охлаждения, 4 — кран-отопитель, 5 — радиатор, 6 — уплотнитель, 7 — электровентилятор, 8 — воздуховод обогрева ветрового стекла, 9, 10 — заслонки обогревателя, 11 — заслонка центрального сопла, 12 — центральное сопло, 13 — рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло, 14 — рукоятка подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров, 15 — рукоятка управления отопителем, 16 — тяга заслонки обогрева ветрового стекла, 17 — тяга заслонки обогрева ног, 18 — тяга рукоятки управления отопителем, 19 — тяга управления краном, 20 — окно в кожухе отопителя, 21 — воздуховод.