Радиатор (рис. 17) предназначен для охлаждения горячей воды, выходящей из рубашки охлаждения двигателя. Радиатор состоит из двух бачков, соединенных между собой тремя-четырьмя рядами латунных или алюминиевых трубок. Поперечно или вертикально расположенные пластины придают радиатору жесткость и увеличивают поверхность охлаждения. На автомобилях ГАЗ применяют трубчато-ленточный, а на автомобилях ВАЗ и «Москвич-412» — трубчато-пластинчатый радиаторы. Бачки радиаторов на последних моделях автомобилей пластмассовые. Жалюзи 10 (см. рис. 16) створчатого типа предназначены для изменения количества воздуха, проходящего через радиатор.
Рис. 17. Радиатор и жалюзи: 1 — пробка расширительного бачка, 2 — жалюзи, 3 — оболочка тяги жалюзи, 4 — пробка радиатора, 5 — тяга жалюзи, 6 — муфта рычага жалюзи, 7 — втулка, 8 — кронштейн, 9 — прокладка, 10 — кожух, радиатора, 11 — датчик контрольной лампы, 12, 18 — подводящий и отводящий шланги, 13 — корпус фиксатора, 14 — фиксатор, 15 — рукоятка тяги жалюзи, 16, 19 — правая и левая подушки, 17 — кронштейн, 20 — радиатор, 21 — кран слива охлаждающей жидкости, 22 — трубка, 23 — расширительный бачок, 24 — хомут.
Радиаторы современных закрытых систем охлаждения не имеют заливных горловин и залив жидкости осуществляется через расширительный бачок с предварительно снятой пробкой. Пробка расширительного бачка автомобиля ВАЗ-2108 (рис. 18) имеет выпускной клапан, открывающийся при давлении паров 0,12 МПа, благодаря чему повышается температура закипания жидкости до 110...112 °С.
Рис. 18. Пробка расширительного бачка: 1, 3 — пружины выпускного и впускного клапанов, 2, 4 — впускной и выпускной (паровой) клапаны, 5 — латунный блок клапанов, 6 — заливная горловина расширительного бачка.
При охлаждении или сливе жидкости давление в системе понижается и через впускной клапан в систему подсасывается атмосферный воздух. Давление начала открытия впускного клапана, как правило, составляет 0,3...1,3 Кпа.