Для ремонта коробки передач ее необходимо разобрать .
Разборку и сборку коробки передач производят на стенде с помощью специальных съемников, ключей и оправок. Порядок разборки и сборки коробки передач определяется конкретной конструкцией.
- Разборка и сборка коробки передач и главной передачи автомобиля ВАЗ-2108
- Ремонт коробки передач на автомобиле Москвич-2141
Перед осмотром детали коробки передач нужно тщательно очистить и промыть, чтобы устранить и растворить остатки смазки; щеткой или скребками удалить все отложения и очистить отверстия и шлицы от возможных загрязнений — осторожно, чтобы не повредить поверхности деталей.
Детали необходимо обдуть струей сжатого воздуха, а затем аккуратно и тщательно протереть. Особенно тщательно надо продувать подшипники. Для предохранения их от повреждения струю воздуха следует направлять так, чтобы избежать быстрого вращения колец.
На картере не должно быть трещин, на поверхности расточек под подшипники не допускается износ или повреждения.
Изношенные отверстия под подшипники и оси восстанавливают осталиванием или постановкой дополнительной втулки. Трещины до 100 мм устраняют заваркой с последующей зачисткой сварочного шва абразивным кругом.
На привалочных поверхностях сопряжений с картером сцепления и с крышками не должно быть повреждений, чтобы предотвратить расхождение осей и недостаточную герметичность, вызывающую утечку масла. При обнаружении этих повреждений следует сгладить неровности напильником. Если детали значительно повреждены или изношены, а также при наличии трещин длиной более 100 мм картер следует заменить.
Необходимо убедиться в отсутствии повреждений, недопустимого износа и неровностей на рабочих кромках сальников. При обнаружении даже незначительного повреждения сальники необходимо заменять.
На рабочих поверхностях и шлицах ведомого вала не допускаются повреждения и чрезмерный износ. Фланец должен свободно скользить без заеданий на шлицах. На поверхностях качения игл на переднем конце ведомого вала не должно быть шероховатостей и задиров.
Для проверки биения ведомого и ведущего валов необходимо установить их в центрах и провернуть вручную. Затем следует проверить состояние поверхностей качения игл в отверстии ведущего вала. У промежуточного вала не допускается выкрашивание или чрезмерный износ зубьев.
Поверхность оси шестерен заднего хода должна быть совершенно гладкой, без следов заедания.
Чрезмерно изношенные шейки валов восстанавливают хромированием, осталиванием или наплавкой. Шлицы наплавляют и подвергают механической и термической обработке. Съем шестерен с валов осуществляется с помощью съемника. На шестернях не допускаются повреждения или чрезмерный износ зубьев. Особое внимание должно быть обращено на состояние зубьев зубчатых венцов синхронизаторов.
Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность, которая должна быть гладкой и без следов износа. Необходимо проверить зазор зацепления между шестернями — монтажная величина его должна составлять 0,10 мм, предельно допустимая 0,20 мм.
Осевой и радиальный зазоры шариковых или роликовых подшипников не должны выходить за указанные пределы (наибольший допускаемый осевой зазор 0,50 мм, радиальный 0,05 мм). Для проверки этого, прижав пальцами внутреннее кольцо к наружному, следует проворачивать одно из них в обоих направлениях: качение должно быть совершенно плавным. На поверхности беговых дорожек колец, шариков или роликов не допускаются повреждения, а на вилках переключения передач деформации. Штоки механизмов управления должны свободно скользить без значительного зазора в отверстиях картера. Следует проверить состояние блокировочных сухарей штоков, а также пружин и шариков фиксаторов, посмотреть, нет ли следов заедания на ступицах муфт включения передач, особенно на поверхностях скольжения муфт. Кроме того, следует убедиться в нормальной величине зазора между боковыми поверхностями шлицев муфт и ступиц; для новых деталей он должен быть 0,07...0,16 мм, предельно допустимый 0,25 мм. Особое внимание надо обратить на состояние торцов зубьев муфт.
Недопустим чрезмерный износ поверхности блокирующих колец. Неровности, препятствующие свободному скольжению, устраняются бархатным напильником, детали, изношенные более допустимых пределов, должны заменяться новыми.