Рассмотрим параметры и порядок разборки и сборки коробки передач и главной передачи автомобиля ВАЗ-2108, объединенных в один агрегат.
Снятый с автомобиля, агрегат устанавливают на стенд для разборки, снимают задний кронштейн подвески силового агрегата и кронштейн крепления троса выключения сцепления; отвернув гайки, снимают заднюю крышку коробки передач и уплотнительную прокладку; снимают установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов, крышку фиксаторов и вынимают из гнезд пружины и шарики фиксаторов; отвертывают пробку и вынимают детали фиксатора вилки задней передачи. Отвернув болт и гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления, снимают картер со шпилек (рис. 171).
Рис. 171. Снятие картера коробки передач.
Отвернув болты крепления вилок на штоках переключения передач, снимают штоки и вилки; вынимают ось и снимают промежуточную шестерню заднего хода, затем вынимают одновременно первичный и вторичный валы (рис. 172) из роликовых подшипников картера сцепления; снимают узел дифференциала, выпрессовывают наружные кольца подшипников из картера сцепления, используя оправку.
Рис. 172. Снятие первичного и вторичного валов.
Отвернув болты крепления механизма выбора передач, снимают его, отвертывают винт крепления рычага выбора передач и снимают его со штока, а шток вынимают. Не следует снимать со штока выбора передач рычаг и шарнир, так как конические винты их крепления установлены на герметик.
При необходимости разборки вторичного вала зажимают его в тисках с накладками из мягкого металла, а затем, отвернув гайку универсальным съемником, спрессовывают шариковый шарнир с вала. Аналогично спрессовывают подшипник с первичного вала. Затем снимают со вторичного вала ведомые шестерни IV, III, II и I передач й детали синхронизаторов в определенном порядке (рис. 173). Ступицы муфт синхронизаторов снимают на прессе или съемнике. Без необходимости не рекомендуется спрессовывать ступицы с вала, чтобы не уменьшить натяг в шлицевом соединении; также не рекомендуется выпрессовывать из картера сальники, если они не повреждены.
Рис. 173. Порядок съема деталей со вторичного вала (отмеченное знаком «+» только для пятиступенчатой коробки передач): 1 — упорная шайба, 2 — втулка подшипника, 3 — шестерня IV передачи, 4 — дистанционное кольцо подшипника, 5 — блокирующее кольцо синхронизатора, 6 — скользящая муфта синхронизатора III и IV передач, 7 — ступица скользящей муфты, 8 — шестерня III передачи, 9 — стопорное кольцо, 10 — упорные полукольца вторичного вала, 11 — шестерня II передачи, 12 — скользящая муфта синхронизатора I и II передач, 13 — стопорное кольцо ступицы синхронизатора, 14 — ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач, 15 — пружина синхронизатора, 16 — сухарь, 17 — фиксатор, 18 — игольчатый подшипник, 19 — шестерня I передачи, 20 — упорная шайба, 21 — роликовый цилиндрический подшипник, 22+ — упорная шайба, 23+ — втулка подшипника, 24 + — шестерня V передачи, 25+ — ступица скользящей муфты, 2б+ — скользящая муфта синхронизатора V передачи, 27+ — упорная пластина, 28 — гайка.
При разборке дифференциала и при необходимости замены ведомой шестерни главной передачи отвертывают болты ее крепления и спрессовывают шестерню 6 (рис. 174) с коробкой 4 дифференциала; снимают стопорное кольцо с оси 1 сателлитов и выпрессовывают ось. Затем вынимают из коробки дифференциала шестерни 2 и сателлиты 5. При необходимости спрессовывают подшипники с коробки дифференциала и шестерню 3 привода спидометра.
Рис. 174. Дифференциал в сборе: 1 — ось сателлитов, 2 — полуосевые шестерни, 3 — ведущая шестерня привода спидометра, 4 — коробка, 5 — сателлиты, 6 — ведомая шестерня главной передачи.
После очистки и проверки технического состояния деталей осуществляют сборку коробки передач в последовательности, обратной разборке:
- прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг выбора передач на штоке, обезжиривают резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также винты крепления; наносят на резьбу винтов герметик ТБ-1324 и затягивают их, следя за тем, чтобы не перепутать винты крепления. Они различаются длиной, покрытием и моментом затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длина его 19,5 мм, момент затяжки 24 Нּм; винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длина его 24 мм, момент затяжки 19 Нּм;
- перед установкой сальника первичного вала и вала вилки выключения сцепления смазывают тонким слоем смазки Литол-24 рабочую поверхность; сальника и смазкой ШРУС-4 втулки вала вилки выключения сцепления;
- закладывают смазку ЛСЦ-15 в шаровую опору рычага переключения передач;
- крепежные детали затягивают требуемыми моментами;
- вторичный вал собирают в последовательности, обратной разборке; при этом синхронизаторы устанавливают на вал в собранном состоянии оправкой, предварительно нагрев их до 100 °С. При остывании нагретых деталей возможно заедание блокирующих колец на конусах шестерен. Чтобы избежать это, перед установкой нагретого синхронизатора на вал между блокирующими кольцами и торцами шестерен устанавливают специальную прокладку вильчатой формы, которую удаляют после окончательного остывания деталей;
- при сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливают так, чтобы
напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы А
(рис. 175) меньшей высоты, но не большей — иначе после сборки
передачи не будут переключаться;
Рис. 175. Положение выступа А при сборке синхронизатора. - для облегчения установки фиксатора на его шарик наносят немного консистентной смазки, вкладывают его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону ее гнезда, устанавливают на место сухарь в сборе с шариком. При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо в скользящей муфте (наибольшей глубины).
Сборку дифференциала проводят в последовательности, обратной разборке:
- предварительно смазывают моторным маслом полуосевые шестерни и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,3 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 15 Нּм. При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, заменяют изношенные детали новыми;
- оправкой напрессовывают на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра;
- установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой запрессовывают в гнездо сальник штока, а затем вставляют в отверстие картера шток выбора передач и закрепляют на нем рычаг выбора передач, предварительно обезжирив резьбовое отверстие и винт и нанеся на резьбу винта герметик ТБ-1324;
- оправкой запрессовывают в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с сепараторами, а на валы напрессовывают внутренние кольца этих подшипников;
- устанавливают механизм выбора передач, убедившись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач; закрепляют механизм выбора передач, затем запрессовывают сальник в картер сцепления, выдержав размер (3,5 + 0,2 мм, см. рис. 66), чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске;
- напрессовывают на первичный и вторичный валы шариковые подшипники, навертывают гайки и затягивают их динамометрическим ключом, после чего зачеканивают; длина зачеканки должна быть 3,5...4 мм и не должна переходить на резьбу вала;
- устанавливают в картер сцепления узел дифференциала, чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, фиксируют одну из них со стороны картера сцепления специальной оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала;
- устанавливают одновременно первичный и вторичный валы в сборе с
шестернями, затем ось с шестерней заднего хода, при этом следят, чтобы вилка
заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни; устанавливают штоки
переключения передач и закрепляют вилки на штоках (рис. 176), в
гнездо картера вставляют очищенный магнит и прокладку между картерами
сцепления и коробки передач;
Рис. 176. Установка штоков и вилок переключения передач. - затем подбирают регулировочное кольцо для подшипников дифференциала. Подшипники дифференциала должны монтироваться с предварительным натягом 0,25 мм (для контроля — 0,15...0,35 мм), который, обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца (прокладки) 9 (см. рис. 66), устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала. Подбор толщины регулировочного кольца проводят при замене одной из деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления или коробки передач.
Толщину регулировочного кольца определяют в такой последовательности:
- запрессовывают наружное кольцо роликового конического подшипника 3 вместе
с установочным кольцом (рис. 177) в картер коробки передач
(установочное кольцо 4 имеет постоянную толщину 1,25 мм);
Рис. 177. Подбор регулировочного кольца. - запрессовывают наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления, при этом следят, чтобы не перепутать наружные кольца подшипников дифференциала;
- устанавливают дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затягивают гайки крепления коробки передач к картеру сцепления моментом 25 Нּм, после чего проворачивают дифференциал для самоустановки подшипников на 2...3 оборота;
- устанавливают опорную оправку 2 на коробку дифференциала и закрепляют при помощи универсальной державки индикатор 1 с удлинителем. Ножку индикатора устанавливают на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении фиксируют индикатор, а стрелку его устанавливют на нуль;
- перемещают снизу дифференциал и следят за показанием индикатора. При измерении осевого перемещения дифференциала нельзя поворачивать его, чтобы не исказить результаты измерения.
Толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала можно рассчитать по формуле S = А + В + С, где 5 — толщина регулировочного кольца, А — осевое перемещение дифференциала, В — предварительный натяг подшипников дифференциала, С — толщина установочного кольца (величина постоянная).
Пример. Показание индикатора при перемещении дифференциала 1,00 мм. Предварительный натяг подшипников дифференциала 0,25 мм, толщина установочного кольца 1,25 мм. Следовательно: S = 1,00 + 0,25 + 1,25 = 2,50.
После определения толщины регулировочного кольца разъединяют картеры сцепления и коробки передач, снимают дифференциал; выпрессовывают наружное кольцо подшипника из картера коробки и вместо установочного кольца 9 устанавливают подобранное регулировочное кольцо (прокладку). Запрессовывают наружное кольцо подшипника дифференциала, устанавливают дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затягивают гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
Проверяют динамометром момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для этого пропускают наконечник динамометра через отверстие коробки дифференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси сателлитов; провертывают рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке и по шкале определяют момент сопротивления проворачиванию: он должен быть для новых подшипников 1,5...3,5 Нּм, для приработанных минимум 0,3 Нּм;
устанавливают привод спидометра на место, а затем картер коробки передач на картер сцепления и закрепляют его гайками; устанавливают в канавки подшипников первичного и вторичного валов установочные кольца, на место — фиксаторы штоков и вилки заднего хода, закрепляют крышку фиксаторов и завертывают пробку фиксатора вилки заднего хода.