AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Рулевой механизм

Из существующих типов рулевого механизма наиболее распространенными являются «червяк — ролик» и «шестерня — рейка».

Рулевой механизм типа «червяк — ролик» автомобиля ГАЗ-3102 (рис. 81) состоит из глобоидального червяка 15 и трехгребневого ролика 11, находящихся в беззазорном зацеплении и смонтированных в картере 9. Червяк 15 напрессован на нижний рулевой вал 26 и установлен на двух роликовых конических подшипниках.

Рис. 81. Рулевой механизм: 1 — опорная пята, 2 — стопорная шайба, 3 — регулировочный винт, 4 — колпачковая контргайка, 5 — штифт, 6 — роликовый подшипник, 7 — пробка наливного отверстия, 8 — бронзовые втулки, 9 — картер, 10 — сальник, 11 — ролик, 12 — подшипник, 13 — регулировочные прокладки, 14 и 16 — задний и передний роликовые подшипники, 15 — червяк, 17 — передняя крышка, 18 — болт, 19 — боковая крышка, 20 — фланец, 21 — втулка пластмассовая, 22 — соединительная муфта, 23 — верхний вал, 24 — усилительная пластина, 25 — стопорная пластина, 26 — нижний рулевой вал, 27 — гайка, 28 — задняя крышка, 29 — сошка, 30 — опорная пята сошки.

Обойма заднего подшипника 14 запрессована в горловину картера до упора в бурт задней крышки 28. Обойма переднего подшипника 16 имеет скользящую посадку, позволяющую за счет прокладок 13 регулировать преднатяг в подшипниках червяка. Люфт в подшипниках недопустим, в эксплуатации он устраняется снятием соответствующего числа регулировочных прокладок из-под крышки 17.

Вал сошки, в пазу которого смонтирован трехгребневой ролик 11, вращается на двух бронзовых втулках 8. Верхняя часть вала опирается на роликовый подшипник 6, запрессованный в боковой крышке 19. При вращении рулевого вала ролик 11 перемещается по нитке червяка и поворачивает вал вместе с сошкой 29. Поворот вала ограничивается упором опорной пяты 30 в стенку лонжерона кузова.

Центральный гребень ролика при движении автомобиля по прямой находится в зацеплении с винтовой ниткой червяка в плоскости его симметрии. Углы поворота рулевого вала от среднего положения в левую сторону на 120° и в правую сторону на 100° составляют зону беззазорного зацепления червячной пары.

Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на 6...6,5 мм (для нового рулевого механизма) позволяет в эксплуатации своевременно регулировать беззазорное зацепление червяка с роликом по мере изнашивания червячной пары. Регулировка производится винтом 3, который стопорится шайбой 2 (входящей вырезом в штифт 5) и затягивается колпачковой контргайкой 4.

Герметичность рулевого механизма обеспечивается сальником в крышке 28 и сальником 10 вала сошки 29.

На переднеприводных отечественных легковых автомобилях применен реечный рулевой механизм типа «шестерня — рейка». Он сравнительно прост в изготовлении и позволяет уменьшить количество шарниров рулевых тяг.

Рулевое управление реечного типа автомобиля ВАЗ-2108, с демпферующим элементом на рулевом колесе имеет картер 18 (рис. 82). В приливах картера на роликовом 29 и шариковом 31 подшипниках установлена приводная шестерня 30, находящаяся в зацеплении с рейкой 17. Рейка поджимается к шестерне пружиной 40, через металлокерамический упор 39, который уплотнен в картере резиновым кольцом 37 упора. Пружина упирается в гайку 41 со стопорным кольцом 38, создающим сопротивление самоотворачиванию гайки.

 

Рис. 82. Рулевое управление: 1 — наконечник рулевой тяги, 2 — шаровой шарнир наконечника, 3 — поворотный рычаг, 4 — гайки, 5 — регулировочная тяга, 6 — левая рулевая тяга, 7 — болты крепления рулевых тяг к рейке, 8 — правая рулевая тяга, 9 — скоба крепления рулевого механизма, 10 — опора рулевого механизма, 11 — защитный чехол, 12 — соединительная пластина, 13 — стопорная пластина, 14 — резинометаллический шарнир, 15 — уплотнительное кольцо, 16 — опорная втулка рейки, 17 — рейка, 18 — картер рулевого механизма, 19 — стяжной болт муфты, 20 — эластичная муфта, 21 — верхняя часть облицовочного кожуха, 22 — демпфер, 23 — рулевое колесо, 24 — шариковый подшипник, 25 — вал рулевого управления, 26 — нижняя часть облицовочного кожуха, 27 — кронштейн крепления вала рулевого управления, 28 — защитный колпачок, 29 — роликовый подшипник, 30 — приводная шестерня, 31 — шариковый подшипник, 32 — стопорное кольцо, 33 — защитная шайба, 34 — уплотнительное кольцо, 35 — гайка подшипника, 36 — манжета, 37 — уплотнительное кольцо упора, 38 — стопорное кольцо гайки упора, 39 — упор рейки, 40 — пружина, 41 — гайка упора, 42 — палец шарового шарнира, 43 — защитный колпачок, 44 — вкладыш пальца шарового шарнира; А — метка на картере рулевого механизма, В — метка на пыльнике.

Шариковый подшипник шестерни поджимается гайкой 35 с уплотнительным кольцом 34. Гайка стопорится в картере шайбой и закрывается пыльником 36, насаженным на вал приводной шестерни.

На картере рулевого механизма и пыльнике нанесены метки А и В для проверки правильной сборки рулевого механизма.

На картере рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпачок 28, с правой напрессовывается труба с продольным пазом. Через паз трубы и отверстия защитного чехла 11 проходят болты 7, крепящие тяги 6 и 8 рулевого привода к рейке. Болты проходят через резинометаллические шарниры 14, запрессованные в головки наконечников тяг. Фиксируются болты стопорной пластиной 13.

Ход рейки ограничивается в одну сторону кольцом, напрессованным на рейку, а в другую — втулкой шарнира 14 тяги. При этом и кольцо и втулка упираются в картер рулевого механизма.

Вал 25 рулевого управления соединяется с приводной шестерней 30 эластичной муфтой 20. Верхняя часть вала опирается на шариковый радиальный подшипник 24. На верхнем конце вала на шлицах через демпфирующий элемент 22 крепится гайкой рулевое колесо 23.