AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Сборка двигателя ВАЗ-2108

Приводим порядок сборки двигателя ВАЗ-2108:

  • установить на стенде чистый блок цилиндров и завернуть в него соответствующие шпильки; установить кронштейн крепления генератора и закрепить его двумя болтами;
  • смазать моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта установить новые сальники коленчатого вала;
  • установить в гнезда и крышки коренных подшипников вкладыши; уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить в гнезда среднего коренного подшипника упорные полукольца (рис. 155). Полукольца должны быть обращены канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полукольца нанесен антифрикционный слой);


    Рис. 155. Установка упорных полуколец коленчатого вала в гнезде среднего коренного подшипника.
  • установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками, которые нанесены на их наружной поверхности (рис. 156); развернуть крышки таким образом, чтобы наибольшее число меток на каждой из них находилось со стороны установки генератора; затянуть болты крепления крышек;


    Рис. 156. Проверка осевого свободного хода и маркировка крышек подшипников коленчатого вала: 1, 2, 4, 5 — крышки подшипников, 3 — средняя крышка подшипников, 6 — коленчатый вал, 7 — упор пружины натяжителя, 8 — штифт установочный, 9 — блок цилиндров, 10 — метки крышек подшипников, 11 — втулка установочная, 12 — магнитная стойка с индикатором, А — осевой свободный ход.

  • проверить осевой свободный ход коленчатого вала, для чего повернуть блок цилиндров задней стороной вверх и установить на нее стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала. Перемещая вал вверх и вниз (например, отвертками), замерить индикатором осевой свободный ход вала: он должен быть в пределах 0,055...0,265 мм (см. рис. 156); если ход больше, надо привести его в норму установкой упорных полуколец с увеличенной на 0,127 мм толщиной;
  • оправкой запрессовать в держатель задний сальник коленчатого вала, установить под держатель прокладку и прикрепить его к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами;
  • установить маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра; установить шайбу и болты крепления маховика; заблокировать маховик фиксатором и затянуть болты крепления;
  • собрать поршни с шатунами и поршневыми кольцами, с помощью втулки вставить в цилиндры поршни с шатунами (рис. 157). Отверстие для пальца на поршне смещено от оси на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала;


    Рис. 157. Установка поршня с поршневыми кольцами в цилиндр при помощи монтажной втулки.
  • установить вкладыши в шатуны и крышки шатунов; установить шатуны и крышки на шейке коленчатого вала и затянуть шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна;
  • оправкой запрессовать передний сальник коленчатого вала до упора в крышку масляного насоса, залить в масляный насос немного моторного масла и провернуть несколько раз его ведущую шестерню; установить на оправку масляный насос с передним сальником коленчатого вала и проверить ведущую шестерню в такое цоложение, чтобы ее можно было надеть на шейку коленчатого вала; передвинуть насос с оправкой на вал, установить под насос прокладку и прикрепить его к блоку цилиндров. (Для правильной установки насоса в его корпус запрессованы два направляющих штифта, которые должны входить в соответствующие отверстия блока цилиндров.);
  • вставить в отверстие масляного насоса маслоприемник с уплотнительным кольцом, прикрепить его к масляному насосу и к крышке второго коренного подшипника коленчатого вала;
  • установить масляный картер с прокладкой и закрепить его;
  • смазать моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установить масляный фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров;
  • вставить в блок цилиндров две центрирующие втулки и установить по ним прокладку головки цилиндров. (При сборке двигателя необходимо всегда устанавливать новую прокладку под головку цилиндров; использование бывшей в употреблении прокладки не допускается.);
  • повернуть коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров;
  • установить по центрирующим втулкам собранную головку цилиндров;
  • затянуть болты крепления головки цилиндров в определенной последовательности (см. рис. 96). Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании автомобиля, болты крепления головки цилиндров следует затягивать в четыре приема:
       - затянуть болты моментом 20 Нּм,
       - затянуть болты моментом 69,4...85,57 Нּм,
       - довернуть болты на 90°,
       - снова довернуть все болты на 90°.
    Болты крепления головки цилиндров можно повторно применять только в том случае, если они вытянулись по длине не более 135,5 мм. Если длина болта больше, то его заменяют новым;
  • вставить в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой; установить заднюю крышку зубчатого ремня и прикрепить ее вместе с крышкой насоса к блоку цилиндров; дополнительно прикрепить крышку болтом к блоку цилиндров и гайкой к шпильке на головке цилиндров;
  • вложить в гнезда на передних концах коленчатого и распределительного валов сегментные шпонки и установить зубчатые шкивы; заблокировав шкив распределительного вала от проворачивания, закрепить его болтом с шайбой;
  • приспособлением повернуть распределительный вал до совмещения метки на шкиве с установочным усиком на задней крышке зубчатого ремня (см. рис. 99);
  • довернуть коленчатый вал в сторону меньшего угла поворота до совмещения установочной метки на шкиве с меткой на крышке масляного насоса (поворачивать коленчатый вал можно ключом за болт, временно завернутый в передний конец вала); нельзя проворачивать коленчатый вал при установленной головке цилиндров, а также распределительный вал, если поршни каких-либо цилиндров находятся в в. м. т. — это приведет к ударам поршней в клапаны и повреждению клапанно-шатунного механизмов);
  • установить натяжной ролик с осью и дистанционным кольцом и закрепить его в положении, соответствующем минимальному натяжению ремня;
  • надеть зубчатый ремень на шкив коленчатого вала и, натягивая обе ветви ремня, надеть левую ветвь на шкив насоса охлаждающей жидкости и завести ее за натяжной ролик; надеть ремень на шкив распределительного вала и слегка натянуть его натяжным роликом, поворачивая ось ролика против часовой стрелки; при установке ремня избегать его резких перегибов;
  • провернуть коленчатый вал на два оборота в направлении вращения и проверить совпадение установочных меток: если метки не совпадают, то ослабить натяжение ремня, снять его со шкива распределительного вала, повернуть шкив на необходимый угол, надеть ремень, слегка натянуть его натяжным роликом, снова провернуть коленчатый вал на два оборота и проверить совпадение установочных меток; при совпадении меток отрегулировать натяжение ремня; отрегулировать зазоры в клапанном механизме, установить переднюю крышку зубчатого ремня и закрепить ее болтами; установить крышку головки цилиндров с прокладкой и закрепить ее гайками;
  • завернуть в головку цилиндров свечи зажигания и датчики указателя температуры охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла;
  • установить на головке цилиндров отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и закрепить его двумя гайками; установить прокладку и прикрепить к блоку цилиндров фланец подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Надеть на патрубок и подводящую трубу шланги, идущие к термостату, установить термостат и закрепить шланги хомутами;
  • установить на головке цилиндров корпус вспомогательных агрегатов 4 (рис. 158) с уплотнительным кольцом 5 и закрепить его болтом, установить теплоизоляционную проставку 6 с прокладками, толкатель 7 и топливный насос 8; надеть уплотнительное кольцо 3 на фланец датчика-распределителя зажигания и прикрепить датчик-распределитель 1 к корпусу вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы средняя риска на фланце датчика-распределителя находилась против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов. Одновременно установить под верхнюю гайку крепления кронштейн проводов высокого напряжения. Валик датчика-распределителя соединяется с хвостовиком распределительного вала только в одном положении, поэтому перед установкой надо повернуть валик так, чтобы кулачки муфты валика вошли в пазы хвостовика распределительного вала;


    Рис. 158. Установка вспомогательных агрегатов топливного насоса и датчика-распределителя зажигания: 1 — датчик-распределитель, 2 — кронштейн, 3, 5 — уплотнительное кольцо, 4 — корпус вспомогательных агрегатов, 6 — теплоизоляционная проставка, 7 — толкатель, 8 — топливный насос.

  • надеть на шпильки головки цилиндров прокладки и установить выпускной коллектор и впускной трубопровод; закрепить их гайками вместе с заборником теплого воздуха и кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости;
  • установить шланг вытяжной вентиляции картера и закрепить его хомутами на патрубках блока и головки цилиндров; установить указатель уровня масла;
  • надеть на коленчатый вал шкив привода генератора и закрепить его болтом с шайбой; установить натяжную планку и генератор, надеть ремень на шкивы коленчатого вала и генератора и отрегулировать его натяжение;
  • установить теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор; не допускается крепление (или подтягивание гаек) нагретого карбюратора;
  • установить шланг подачи бензина от топливного насоса к карбюратору и закрепить его хомутами; установить шланг вакуумного регулятора датчика-распределителя, а также шланги подвода и отвода жидкости из системы охлаждения к карбюратору;
  • установить на отводящем патрубке головки цилиндров и на подводящей трубе насоса охлаждающей жидкости шланга, идущие к отопителю, и закрепить их хомутами;
  • подключить провода высокого напряжения к датчику-распределителю и свечам зажигания и закрепить гребенку проводов в кронштейне; залить масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.