AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Сцепление автомобиля

Сцепление представляет собой фрикционную муфту, в которой передача крутящего момента происходит за счет силы трения. Оно позволяет отключить двигатель от коробки передач и вновь плавно соединять их.

На современных моделях отечественных автомобилей установлено однодисковое сухое сцепление с одной центральной диафрагменной нажимной пружиной 10 в виде усеченного конуса (рис. 56). Пружина отштампована из листовой пружинной стали толщиной 0,9 мм. Радиально расположенные 18 лепестков пружины не только создают упругие элементы, но одновременно являются выжимными рычагами.

Рис. 56. Диафрагменное сцепление: 1 — шпилька, 2 — кожух сцепления, 3 — звено, 4 — опорное кольцо, 5 — пята, 6 — выжимной подшипник, 7 — обойма подшипника, 8 — сальник, 9 — стяжной палец, 10 — диафрагменная пружина, 11 — нажимной диск, 12 — ведомый диск, 13 картер, 14 — маховик, 15 — щиток, 16 — ведущий вал коробки передач, 17 — демпферная пружина диска.

Конструктивно сцепление с диафрагменной пружиной выполнено в виде двух неразборных узлов. Один состоит из нажимного диска 11 в сборе с диафрагменной пружиной и кожухом 2, другой — из ведомого диска 12 с гасителем крутильных колебаний. Сцепление заключено в картер 13, отлитый из алюминиевого сплава, крепящийся к блоку двигателя.

Для выключения сцепления служит скользящая муфта с подшипником 6, усилие на которую передается от педали управления через гидравлический или тросовый привод. Крутящий момент от двигателя через маховик и нажимной диск 11 передается на ведомый диск 12, а от него через демпферные пружины 17, ступицу ведомого диска и шлицевое соединение — ведущему валу коробки передач 16.

При нажатии на педаль муфта выключения, перемещаясь вместе с подшипником в сторону маховика, давит через упорный фланец, к которому приклеено фрикционное кольцо, на лепестки диафрагменной пружины. При этом наружная кромка пружины, перемещаясь в обратном направлении, отходит от кольцевого выступа на нажимном диске и через фиксаторы отводит его от ведомого диска, освобождая последний от крутящего момента двигателя.

На автомобилях ГАЗ-24 и ЗАЗ-968 установлено сухое однодисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами (рис. 57). К маховику 3 привернут кожух 17 с гнездами для нажимных пружин 7 и 8. Когда сцепление включено нажимной диск 1 под действием пружин прижимает к торцовой поверхности маховика ведомый диск 5, сидящий на шлицах ведущего вала 11 коробки передач. Выключают сцепление, отводя муфту 10, действующую на нажимной диск посредством рычага 4.

Рис. 57. Сцепление с периферийными пружинами: 1 — нажимной диск, 2 — картер сцепления, 3 — маховик, 4 — рычаг включения сцепления, 5 — ведомый диск, 6 — теплоизолирующая шайба, 7, 8 — пружины, 9 — подшипник выключения сцепления, 5 — ведомый диск, 6 — теплоизолирующая шайба, 7, 8 — пружины, 9 — подшипник выключения сцепления, 10 — муфта выключения сцепления, 11 — ведущий вал коробки передач, 12 — оттяжная пружина, 13 — сферическая гайка, 14 — коническая пружина, 15 — вилка выключения сцепления, 16 — опорная вилка, 17 — кожух сцепления.

К ведомому диску прикреплены фрикционные накладки из материала с большим коэффициентом трения.

Демпферные пружины служат для быстрого гашения крутильных колебаний, передаваемых сцеплению от коленчатого вала двигателя.

Легковые автомобили имеют гидравлический или механический тросовый привод выключения сцепления. Главный цилиндр 2 гидравлического привода выключения сцепления автомобиля ГАЗ-3102 (рис. 58) соединен трубопроводом с рабочим цилиндром 10. Плунжер рабочего цилиндра через толкатель 9 действует на вилку выключения сцепления, взаимосвязанную с нажимным подшипником.

Рис. 58. Гидравлический привод выключения сцепления: 1 — трубопровод, 2 — главный цилиндр, 3 — пружина педали, 4 — пружина муфты подшипника, 5 — шаровая опора вилки, 6 — вилка включения сцепления, 7 — оттяжная пружина, 8 — педаль, 9 — толкатель рабочего цилиндра, 10 — рабочий цилиндр.

У механического тросового привода выключения сцепления (рис. 59) при нажатии на педаль 10 трос 8 воздействует на рычаг 2, связанный посредством оси с рычагом 11, который перемещает выжимной подшипник 1.

Рис. 59. Тросовый привод выключения сцепления: 1 — выжимной подшипник, 2, 9 — рычаги, 3 — грязезащитный чехол, 4 — регулировочная втулка, 5 — контргайка, 6 — оболочка троса, 7 — перегородка кузова, 8 — трос, 10 — педаль, 11 — рычаг выжимного
подшипника.