Поскольку температура газов в камере сгорания в момент воспламенения смеси превышает 2000 °С, что при отсутствии искусственного охлаждения вызвало бы сильный нагрев и разрушение деталей, в автомобилях предусмотрено охлаждение двигателя. Поддержание правильного температурного режима оберегает двигатель от износа и делает его работу экономичной. Наиболее выгодный температурный режим 85...100 °С. Он поддерживается с помощью термостата, вентилятора, а также заслонок и жалюзи, управляемых водителем.
На большинстве моделей легковых автомобилей (за исключением автомобилей ЗАЗ-968) применена закрытая жидкостная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией. В качестве жидкости используется вода или антифриз (смесь воды с этиленгликолем), не замерзающий при —40 °С. Жидкостная система охлаждения (рис. 16) состоит из рубашки, окружающей цилиндры, водяного насоса 4, радиатора б с жалюзи 10 (только на автомобилях ГАЗ-24 и ГАЗ-3102), вентилятора 13, термостата 14 и сливных краников 11 и 16. В систему включен также радиатор отопителя 1 кузова.
Рис. 16. Схема системы охлаждения: 1 — отопитель, 2 — кран, 3 — головка двигателя, 4 — водяной насос, 5 — водораспределительный патрубок, 6 — радиатор, 7 — пробка радиатора, 8 — расширительный бачок, 9 — пробка расширительного бачка, 10 — жалюзи, 11 — краник, 12 — кожух вентилятора, 13 — вентилятор, 14 — термостат, 15 — блок двигателя, 16 — сливной кран.
Для компенсации изменения объема и давления охлаждающей жидкости установлен расширительный бачок 8. На автомобиле ГАЗ-24 для управления работой вентилятора используют электромагнитную муфту, включающуюся автоматически, на некоторых автомобилях применен электровентилятор, который управляется термодатчиком, устанавливаемым в радиаторе.
Для контроля температуры воды предусмотрен датчик указателя температуры, ввернутый в рубашку охлаждения блока или головки цилиндров.
Радиатор (рис. 17) предназначен для охлаждения горячей воды, выходящей из рубашки охлаждения двигателя. Радиатор состоит из двух бачков, соединенных между собой тремя-четырьмя рядами латунных или алюминиевых трубок. Поперечно или вертикально расположенные пластины придают радиатору жесткость и увеличивают поверхность охлаждения. На автомобилях ГАЗ применяют трубчато-ленточный, а на автомобилях ВАЗ и «Москвич-412» — трубчато-пластинчатый радиаторы. Бачки радиаторов на последних моделях автомобилей пластмассовые. Жалюзи 10 (см. рис. 16) створчатого типа предназначены для изменения количества воздуха, проходящего через радиатор.
Водяной насос центробежного типа (рис. 19) служит для создания циркуляции воды в системе охлаждения автомобиля. Насос расположен обычно в передней части блока цилиндров и имеет привод клиновидным ремнем от коленчатого вала двигателя или зубчатым ремнем механизма газораспределения. В последнем варианте на валик водяного насоса устанавливается приводной зубчатый металлокерамический шкив. Валик 5 устанавливается в двухрядном шарикоподшипнике 8, который в корпусе стопорится винтом Чтобы винт не ослабевал, контуры гнезда винта расчеканивают после сборки. Подшипник без внутренней обоймы, роль обоймы выполняет валик насоса.
Устойчивый тепловой режим двигателя автоматически поддерживается термостатом, который устанавливают на выходе охлаждающей жидкости из рубашек охлаждения головок цилиндров или впускного трубопровода двигателя. Термостаты могут быть жидкостные и с твердым наполнителем. На большинстве моделей легковых автомобилей используются термостаты с твердым наполнителем.