Стартер автомобиля ВАЗ-2108 представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением (рис. 45).
Рис. 45. Стартер: 1 — ограничительное кольцо, 2 — шестерня привода, 3 — ролик обгонной муфты, 4 — обгонная муфта, 5 — рычаг привода, 6 — крышка со стороны привода, 7 — якорь реле, 8 — обмотка реле, 9 — контактная пластина, 10 — крышка реле, 11 — контактные болты, 12 — коллектор, 13 — щетка, 14 — крышка со стороны коллектора, 15 — кожух, 16 — корпус (статор), 17 — полюс статора, 18 — якорь, 19 — поводковое кольцо.
Основные узлы стартера: корпус 16 (статор) с обмотками возбуждения, якорь 18 с обгонной муфтой 4, крышка 6 со стороны привода с рычагом 5, крышка 14 со стороны коллектора со щеткодержателями и тяговое реле. Крышки 6, 14 и корпус соединены двумя стяжными болтами. Внутри корпуса закреплены винтами четыре стальных полюса 17, на которые надеты катушки обмотки. Корпус вместе с катушками и полюсами образует статор. Три катушки статора (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) — параллельно. Поэтому возбуждение стартера является смешанным. Оно обеспечивает сравнительно низкую частоту вращения якоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников, облегчает условия работы обгонной муфты и предотвращает разнос якоря.
Якорь 18 состоит из вала, на который напрессованы сердечник, набранный из пластин электротехнической стали, и коллектор 12. В пазы сердечника уложена обмотка, выполненная из медной ленты. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом. Задняя втулка запрессована в крышку 14, а передняя расположена в картере сцепления. Передний конец вала якоря входит в эту втулку при закреплении стартера на картере сцепления.
В стартере применен коллектор торцевого типа, представляющий пластмассовый диск, в котором залиты медные контактные пластины коллектора.
К внутренней стороне крышки 14 прикреплены четыре щеткодержателя с меднографитовыми щетками. Два щеткодержателя с положительными щетками изолированы от крышки текстолитовыми шайбами и втулками. Другие два щеткодержателя с отрицательными щетками приклепаны непосредственно к крышке, т. е. соединены с корпусом стартера.
На переднем конце вала якоря установлен привод стартера, состоящий из роликовой обгонной муфты и шестерни 2 (рис. 46). Назначение обгонной муфты — передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу маховика при пуске двигателя, а после пуска, работая в режиме обгона, не допускать передачи крутящего момента от маховика на якорь: иначе может произойти выброс обмотки якоря из пазов сердечника из-за «разноса» — чрезмерно высокой частоты вращения якоря маховиком работающего двигателя.
Рис. 46. Муфта свободного хода (а) и принцип ее работы (б, в): 1 — втулка привода, 2, 6 — замочные кольца, 3 — стопорное кольцо, 4 — пружина, 5 — поводковая муфта, 7 — буферная пружина, 8 — обойма, 9 — кожух, 10 — ролик, 11 —ступица шестерни, 12 — шестерня, 13 — толкатель, 14 — пружина толкателя.
При повороте ключа замка зажигания в положение «Стартер» через обмотки тягового реле стартера начинает идти ток от аккумуляторной батареи. Якорь реле втягивается, и контакты реле замыкаются. Одновременно якорь реле через рычаг перемещает обгонную муфту с шестерней, которая, поворачиваясь со ступицей на винтовых шлицах, входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. При передаче вращения от стартера к венцу маховика ролики заклиниваются между ступицей 11 (см. рис. 46) и обоймой 8, передавая вращение. После пуска двигателя шестерня 12 и ступица 11 вращаются быстрее, ролики выталкиваются в широкую часть обоймы, и крутящий момент передаваться не будет.