Ступицы
На легковых автомобилях ступицы передних или задних колес устанавливаются, как правило, на двух роликовых конических подшипниках или на двухрядном радиально-упорном подшипнике закрытого типа.
При использовании двух роликовых конических подшипников (см. рис. 72) их наружные кольца запрессованы в ступицу, а внутренние надеваются на ось с небольшим зазором, предусмотренным для того, чтобы обеспечить демонтаж ступицы.
От попадания пыли, грязи или воды в подшипники ступица защищена с внутренней стороны сальником 6, а снаружи колпачком 2. Регулировка и фиксация подшипников на цапфе осуществляются при помощи регулировочной гайки 3.
Для того чтобы применить двухрядный радиально-упорный подшипник 3 (рис. 78), его устанавливают в поворотном кулаке 1, а во внутреннем кольце с натягом устанавливают ступицу 4. Подшипник затягивают гайкой 6 на хвостовике корпуса наружного шарнира привода передних колес моментом 150...190 Н/м (ЗАЗ-1102), 180...200 Н/м (АЗЛК-2141) и 230...250 Н/м (ВАЗ-1208), и при эксплуатации регулировка не требуется.
Рис. 78. Поворотный кулак и детали ступицы переднего колеса:
1 -
поворотный кулак, 2 - наружное грязеотражательное кольцо, 3 - подшипник ступицы,
4 - ступица колеса, 5 - упорная шайба, 6 - гайка, 7 - уплотнительное кольцо, 8 -
колпак ступицы, 9 - стопорное кольцо, 10 - внутреннее грязеотражательное
кольцо.
Колеса
Колеса легкового автомобиля (рис. 79) обычно изготовляют дисковыми с глубоким неразборным ободом. Колесо состоит из штампованного стального диска 11, приваренного или прикрепленного к стальному ободу 9. Диск крепят к ступице с помощью болтов или гаек 13, имеющих конусную поверхность.
Рис. 79. Колеса автомобиля: 1 — борт покрышки, 2 — каркас покрышки, 3 — камера, 4 — протектор, 5 — подушечный слой, 6 — индикатор износа, 7 — боковина, 8 — сердечник, 9 — обод колеса, 10— тормозной барабан, 11 — диск колеса, 12 — декоративный колпак, 13 — гайка, 14 — шпилька, 15 — фланец.
Шины
Для легковых автомобилей применяют пневматические шины. Благодаря упругости заключенного в них сжатого воздуха поглощаются толчки и смягчаются удары, воспринимаемые колесами от неровностей дороги, ходовая часть автомобиля предохраняется от ударных нагрузок, обеспечивая плавный ход. Пневматические шины (см. рис. 79) бывают камерные и бескамерные. Камерная шина состоит из покрышки и камеры. Все элементы покрышки склеены между собой и вулканизированы. Камера шины изготовлена из эластичной резины, имеет форму замкнутого рукава. Воздух в камеру нагнетается через вентиль, который состоит из золотника с клапаном, пружины и колпачка. Клапан пропускает воздух только внутрь камеры.
В последнее время получили распространение бескамерные шины. В них герметизация достигается нанесением на внутреннюю поверхность шины специального герметизирующего слоя, предотвращающего утечку воздуха. По бортам бескамерные шины имеют уплотнительный слой и кольцевые уплотнения, обеспечивающие плотную посадку на обод колеса. Вентиль установлен на самом ободе и в месте, соединения имеет два резиновых уплотнителя.
Бескамерные шины устанавливают на ободе с ровной гладкой поверхностью по всей окружности, без вмятин и погнутостей реборд и без каких-либо сквозных отверстий.