Контроль амортизаторов можно выполнять непосредственно на автомобиле, для чего используются специальные стенды. Существует два типа таких стендов:
- стенды, создающие длительные колебания колеса с переменной частотой (при которых в определенный момент происходит резонанс) и фиксирующие амплитуду при резонансе;
- стенды, создающие кратковременные колебания колес и фиксирующие количество циклов затухания колебаний.
Для стендов первого типа оценочный параметр — амплитуда резонансных колебаний. Если она менее 50 мм — размер А (рис. 116), то амортизаторы в хорошем состоянии, если более 50 мм — размер Б — амортизатор необходимо ремонтировать.
Рис. 116. Диаграмма проверки амортизатора по амплитуде колебаний: А — исправный, Б — неисправный.
Для стендов второго типа оценочный параметр — количество циклов затухающих колебаний. Если эти колебания составляют один полуцикл (рис. 117, а), то амортизатор исправен, если большее число полуциклов (рис. 117, 6) — амортизатор требует ремонта.
Рис. 117. Диаграмма проверки амортизатора по количеству циклов затухающих колебаний: а — исправный, б — неисправный.
Если нет специальных стендов, для проверки действия амортизаторов передней и задней подвесок рекомендуется установить автомобиль на эстакаду или смотровую канаву, раскачивая кузов и нажимая на него вручную последовательно с правой и левой сторон передней и задней части несколько раз так чтобы амплитуда колебаний достигла 30...50 мм. Когда после отпускания рук в нижнем положении кузова он совершит более полутора циклов колебаний — значит амортизаторная стойка (амортизатор) требует ремонта или замены на станции технического обслуживания.
Выявленные в процессе осмотра изношенные резиновые втулки крепления амортизаторов и буферы сжатия необходимо заменить.