Состояние рулевого управления считается нормальным, если автомобиль устойчив на ходу, не наблюдается повышенной передачи дорожных толчков на рулевое колесо и нет стуков в рулевом механизме или в рулевых тягах.
Техническое обслуживание рулевого управления необходимо начинать с проверки надежности крепления рулевого колеса на валу. При попытке сдвинуть рулевое колесо в направлении, перпендикулярном или параллельном плоскости его вращения, не должно ощущаться заметных люфтов. При положении колес для прямолинейного движения суммарный люфт, замеренный на рулевом колесе, не должен превышать 10° при нагрузке 7,35 Н. Быстро поворачивая рулевое колесо попеременно влево и вправо, необходимо проверить надежность крепления рулевого привода и наличие люфта в сочленениях рулевых тяг при их нагрузке.
Для определения люфтов в шарнирах тяг нужно приложить пальцы руки к головке тяги и к головке рычага, как показано на рис. 135. Шарниры с 8 люфтом необходимо заменить или отремонтировать.
Рис. 135. Проверка люфта в шарнирах рулевых тяг.
На автомобилях ГАЗ-3102 «Волга», шаровые шарниры рулевых тяг которых имеют резьбовые пробки, степень изношенности определяется согласно рис. 136. При полном заворачивании резьбовой пробки до упора размер А должен быть для годного шарнира не более 5 мм. При размере А более 5 мм необходимо вывернуть заглушку, вынуть пружину, опорную пяту и проверить размер В от малой сферы пальца до торца корпуса: если этот размер превышает или равен 16 мм, шарнир следует заменить новым; если размер В не превышает 16 мм, надо промыть детали, заложить свежую смазку и собрать шарнир.
Рис. 136. Предварительная проверка шарнира на износ (а) и замер износа (б).
Если в рулевом приводе неисправностей не обнаружено, а свободный ход рулевого колеса больше нормы, необходимо произвести регулировку зацепления рулевого механизма. Регулировку зацепления ролика с червяком осуществляют в такой последовательности: отвернув контргайку 4 (рис. 137) регулировочной втулки 5 («Москвич») или регулировочного винта 16 (ВАЗ) и несколько ввернув регулировочную втулку (винт), завернуть контргайку и вновь проверить люфт рулевого колеса. Если люфт окажется в норме, проверить усилие, необходимое для поворота рулевого колеса. Если оно превышает 200 Н, надо несколько ослабить втулку 5 или винт 16.
Рис. 137. Редуктор рулевого механизма: а — автомобиля «Москвич-2140», б — автомобиля ВАЗ-2105; 1 — червяк, 2 — регулировочная гайка, 3, 4 — контргайки, 5 — регулировочная втулка, 6 — пробка маслозаливного отверстия, 7 — крышка картера, 8 — ролик, 9 — ось ролика, 10 — рулевой вал, 11 — вал рулевой сошки, 12 — сальник, 13 — рулевая сошка, 14 — регулировочные прокладки, 15 — прокладка регулировочного винта, 16 — регулировочный винт, 17 — картер.
Регулировка зазора в зацеплении «шестерня — рейка» осуществляется путем поджатия рейки к шестерне. На автомобиле ВАЗ-2108 (см. рис. 82) необходимо затянуть гайку упора 41 моментом 11... 13 Нּм до беззазорного состояния упора и рейки и затем отпустить гайку 41 на два деления (24°), чтобы обеспечить зазор до 0,12 мм между гайкой и упором рейки, необходимый для компенсации тягового расширения и неточности изготовления деталей.
При этом момент вращения шестерни в области всего хода должен составлять 0,60...1,70 Нּм.
На автомобиле ЗАЗ-1102 (рис. 138) регулировка зацепления осуществляется пробкой картера 19 и фиксированием стопорной гайкой 20. Момент проворачивания шестерни должен составлять 0,392...1,176 Нּм.
Рис. 138. Рулевой механизм автомобиля ЗАЗ-1102.
1, 14 - чехол рейки, 2
- болт крепления картера, 3 - втулка рейки, 4 - сапун, 5 - картер, 6 - подшипник
шестерни, 7 - рейка, 8 - шестерня, 9 - прокладка регулировочная, 10 - втулка
распорная, 11 - крышка, 12 - уплотнитель, 13 - болт крепления крышки, 15 -
хомут, 16 - упор рейки, 17 - подпятник пружины, 18 - пружина, 19 - пробка
картера, 20 - гайка стопорная.