AUTO-KOR.RU
Сайт о техническом обслуживании, ремонте и обеспечении запчастями автомобилей daewoo и chevrolet hyundai
  Главная   |   Сервисы   |   Сhevrolet   |   Daewoo   |   Hyundai   |   Карта сайта  

Техническое обслуживание сцепления

При техническом обслуживании сцепления периодически проверяют и регулируют привод.

Обслуживание начинают с проверки действия педали. По всему ходу педаль должна двигаться легко, без заеданий под действием пружины возвращаться в исходное положение. Линейкой необходимо замерить полный ход педали сцепления до упора ее в пол (см. рис. 58) и регулировочные параметры привода сцепления проверить по табл. 6.

Таблица 6

Параметры

Регулировочные параметры для автомобилей, мм

BA3-1111

3A3-1102

ВАЗ-2108

АЗЛК-2141

ВАЗ-2105

ГАЗ-3102

Ход педали:

полный

110 ± 5

120

120...125

125

140

176

свободный

-

20-30

-

-

30

40...60

Ход рычага (штока рабочего цилиндра) привода:

полный

16...17

20

20...24

15-17

30

17

свободный

-

4...6

3,5...4

-

4...6

3,5...4

Величина полного хода педали сцепления при гидравлическом приводе регулируется изменением длины толкателя посредством его ввертывания или вывертывания (автомобили «Москвич» и ГАЗ) или ограничителем хода педали сцепления (автомобили ВАЗ).

После этого проверяют величину свободного хода педали сцепления, который складывается из ходов, соответствующих зазорам в сочленениях деталей подвески педали, между толкателем и поршнем главного цилиндра, а также между подшипником и пятой сцепления.

Уменьшение величины свободного хода педали сцепления вызывает при работе двигателя постоянное трение выжимного подшипника об опорную пяту и быстрый выход последнего из строя. Если педаль сцепления не имеет свободного хода, уменьшается нажатие нажимного диска сцепления на фрикционную накладку ведомого диска, вследствие чего появляется постоянное пробуксовывание дисков и сцепление быстро приходит в негодность.

Увеличение свободного хода педали сцепления приводит к неполному включению сцепления, ускоренному износу синхронизаторов коробки передач и скрежету муфт о зубчатые венцы шестерен при переключении передач.

Величина свободного хода педали сцепления при гидравлическом приводе зависит от величины свободного хода штока рабочего цилиндра. (рис. 111), которую регулируют с помощью гайки 5 и контргайки 6. Для нормальной работы сцепления необходимо проверить величину полного хода штока 4: меньший полный ход штока относительно заданной величины не обеспечит полного выключения сцепления и, кроме того, будет указывать на возможное присутствие воздуха в гидравлическом приводе сцепления.

Рис. 111. Регулировка свободного хода штока рабочего цилиндра сцепления: 1 — шаровая опора, 2 — пружина, 3 — вилка выключения, 4 — шток, 5 — регулировочная гайка, 6 — контргайка, 7 — оттяжная пружина, 8 — штуцер.

Для удаления воздуха из системы гидропривода необходимо сделать следующее:

  • заполнить питающий бачок жидкостью для гидропривода, надеть на головку штуцера 8 рабочего цилиндра шланг, нижний конец которого погрузить в сосуд с жидкостью для гидропривода;
  • отвернуть штуцер 8 на пол-оборота; резко нажимать и плавно отпускать педаль сцепления до тех пор, пока из шланга не перестанут выходить пузырьки воздуха;
  • нажав на педаль, завернуть штуцер до отказа.

Если в процессе прокачки гидропривода сцепления в течение длительного времени из шланга будут выходить пузырьки, необходимо проверить герметичность соединения в штуцерах и шлангах, а при неисправности последних заменить уплотнительные манжеты главного и рабочего цилиндров.

Чтобы при прокачке воздух не засасывался главным цилиндром, необходимо следить, чтобы уровень жидкости в питающем бачке был всегда выше отверстия соединения с главным цилиндром сцепления, а конец шланга, используемого для прокачки, находился постоянно в жидкости.

После пяти лет эксплуатации автомобиля тормозную жидкость рекомендуется заменить свежей.

На автомобиле ГАЗ-24 «Волга» степень изношенности фрикционных накладок ведомого диска определяют, предварительно сняв нижнюю часть картера сцепления. Для этого следует измерить расстояние между маховиком и нажимным диском при включении сцепления: если оно менее 6 мм, фрикционные накладки заменяют.

При тросовом приводе сцепления регулируют величину рабочего хода наружного рычага. Для определения величины рабочего хода рычага на автомобиле АЗЛК-2141 (рис. 112) необходимо замерить разность размеров А — при отпущенной и нажатой до упора в пол педали сцепления. В случае несоответствия этой разности величине 15...17 мм необходимо отвернуть контргайку 2 и, удерживая наконечник 1 оболочки троса привода выключения сцепления от проворачивания, вращать разьбовую втулку 3 до получения требуемого хода рычага (один оборот резьбовой втулки соответствует ~1,5 мм изменения хода рычага); затем надо затянуть контргайку 2.

Рис. 112. Регулировка тросового привода выключения сцепления автомобиля АЗЛК-2141: 1 — наконечник оболочки троса привода выключения сцепления, 2 — контргайка, 3 — резьбовая втулка, 4 — наружный рычаг вала выключения сцепления; А — регулировочный размер.

На автомобиле ВАЗ-2108 свободный ход на рычаге 19 (рис. 113) в исходном положении привода должен составлять 3,5...4,0 мм. Его регулируют гайками 5, изменяя положение нижней ветви троса относительно кронштейна 3. Для этого ослабляют гайку 5 и устанавливают щуп 20 01,5 мм в окошко 1 троса так, чтобы он расположился между кромкой Б поводка и гнездом рычага 19 вилки выключения сцепления. Затем затягивают гайки 5 до устранения зазоров в приводе выключения сцепления. Вынув щуп, проверяют величину свободного хода рычага вилки выключения сцепления.

Рис. 113. Привод сцепления автомобиля ВАЗ-2108.