Для обеспечения наименьшего износа шин надо выполнять следующие правила:
- регулярно проверять и своевременно регулировать установку и особенно схождение передних колес;
- регулярно проверять балансировку (неуравновешенность) колес;
- проверять давление воздуха в шинах (перед выездом);
- избегать резких торможений до блокировки колес;
- не оставлять автомобиль на полу, загрязненном нефтепродуктами;
- соблюдать правила монтажа и демонтажа шин;
- регулярно переставлять шины вместе с колесами согласно схемам, приведенным в инструкциях по эксплуатации автомобилей.
В соответствии с требованиями ГОСТ 25478-82 минимально допустимое значение остаточной высоты рисунка протектора для легковых автомобилей составляет 1,6 мм.
Повышенный и неравномерный износ шин, как правило, вызывается нарушением норм эксплуатации или неисправным техническим состоянием автомобиля. Характерные виды неестественного износа шин приведены на рис. 133.
Рис. 133. Виды неестественного износа шин: 1 — повышенное давление, 2 — пониженное давление, 3 — неправильное схождение колес, 4 — неправильный развал колес, 5 — нарушение балансировки, 6 — угловое биение колес.
Шины должны монтироваться только на предназначенные для них колеса. Монтаж и демонтаж шин следует выполнять на специальных станках и только в виде исключения вручную. При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо соблюдать чистоту, не допускать попадания внутрь покрышки даже мелких крупинок грязи.
Перед монтажом соприкасающиеся поверхности покрышки и камеры припудривают тальком. Борта бескамерных шин и внутреннюю поверхность полок и закраин обода увлажняют.
В дорожных условиях пользуются монтажными лопатками, которые должны быть гладкими, без зазубрин, с неострыми краями. Ни в коем случае нельзя применять кувалды и ломы — лучше использовать резиновый молоток.
Чтобы не нарушить балансировку колеса при демонтаже покрышки, необходимо против вентиля на покрышке мелом сделать соответствующую метку, которую затем учесть при последующем монтаже шин.
При проверке технического состояния колес необходимо проверить деформацию и биение обода, а также их балансировку.
Нарушение балансировки колес сопровождается усиленным износом шин и ухудшает устойчивость автомобиля при движении. Оно обычно является следствием неравномерного износа протектора по окружности, смещения балансировочных грузиков или шин при монтаже, деформации обода колеса и повреждения шины.
Камерные шины балансируются на заводе-изготовителе комплектно с камерами.
Неуравновешенность колес бывает двух видов: статическая и динамическая: статическая определяется моментом силы тяжести неуравновешенной массы колеса относительно оси вращения. Допустимый статический дисбаланс для колес легковых автомобилей составляет не более 4,9...9,8 Нּсм в зависимости от размера шин; динамическая проявляется только при вращении колеса и является следствием неравномерного распределения массы колеса относительно вертикальной плоскости симметрии.
Статическая и динамическая балансировка колес легкового автомобиля — технологически сложные операции, выполнять которые можно только при наличии специальных стендов и приспособлений на станциях технического обслуживания автомобилей. Балансировку колес осуществляют с помощью грузиков, укрепленных между ободом и шиной пружинным держателем.
В случае отсутствия специальных стендов статическую балансировку колеса можно выполнять на ступице неведущего колеса автомобиля. Для этого надо приподнять автомобиль домкратом и ослабить затяжку подшипников ступицы неведущего колеса. После этого следует устанавливать колесо в различные положения и отпускать. Если при этом колесо не удерживается в установленном положении, а проворачивается в ту или другую сторону и останавливается только в одном положении, значит оно имеет дисбаланс.
Для балансировки колес необходимо:
- снизить давление в шине до 20...30 кПа и снять с обода колеса балансировочные грузики (рис. 134, а);
- медленно повернуть колесо против часовой стрелки и отпустить, когда оно остановится; нанести вертикальной меловой чертой метку 1 (рис. 134, б), определяющую верхнюю точку колеса;
- повернуть толчком колесо по часовой стрелке и после его остановки также отметить верхнюю точку меловой вертикальной линией II, разделить кратчайшее расстояние между метками I и II пополам и нанести метку III — это и будет самое легкое место колеса (рис. 134, б);
- установить по обе стороны метки III малые балансировочные грузики (рис. 134, в) массой 30 г, которые своей пружиной подходят под борт покрышки и удерживаются на ободе;
- толчком руки повернуть колесо: если после его остановки грузики займут нижнее положение, их масса для балансировки колеса достаточна; если грузики займут верхнее положение, нужно поставить более тяжелые (40 г) и, вращая колесо, убедиться, что оно останавливается при нижнем положении грузиков;
- отодвигая грузики на равные расстояния (А и А) от метки III (рис. 134, г), следует добиться равновесия колеса, когда оно после толчка рукой будет останавливаться в разных положениях (в зависимости от приложенного усилия);
- накачать шину до нормального давления и приступить к балансировке следующего колеса.
Рис. 134. Статическая балансировка колеса: а — крепление балансировочного грузика на ободе колеса, б — определение самой легкой части колеса, в — начальное положение балансировочных грузиков, г — окончательное положение балансировочных грузиков (при равновесии колеса).