Признаками неисправности системы охлаждения, требующими проверки при техническом обслуживании, являются: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть между рисками Мах и Min, нанесенными на корпусе бачка, который выполнен из полупрозрачного материала, позволяющего визуально контролировать уровень жидкости. Проверять уровень жидкости и открывать пробку бачка для доливки надо только на холодном двигателе. После доливки жидкости пробку бачка следует плотно завернуть, так как расширительный бачок при работающем и прогретом двигателе находится под давлением.
При исправной системе охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке в процессе работы понижается, а плотность ее повышается за счет испарения воды из этиленгликолевой смеси. Поэтому прежде чем восстановить уровень жидкости в бачке, надо проверить ее плотность: если плотность выше нормы, доливают в бачок дистиллированную воду; в пределах нормы доливают в бачок ту же жидкость, которой заправлена система; когда уровень жидкости постоянно понижается и приходится слишком часто ее доливать, следует проверить герметичность системы охлаждения и устранить неисправность. В крайнем случае в систему добавляют чистую воду, но при этом необходимо иметь в виду, что температура замерзания смеси повышается, и при первой же возможности надо провести необходимый ремонт системы, залив в нее соответствующую жидкость.
Для того чтобы промыть систему охлаждения и заменить охлаждающую жидкость свежей, необходимо:
- отвернуть пробку 9 расширительного бачка и открыть кран 2 отопителя (см. рис. 16); поставить снизу под двигатель емкость и отвернуть пробки кранов 16, 11, закрывающие сливные отверстия в радиаторе и блоке цилиндров; по окончании слива жидкости завернуть пробки 16 и 11 (вместо резьбовых пробок могут иногда устанавливаться сливные краники);
- заполнить систему чистой водой через расширительный бачок, чтобы уровень был между рисками Мах и Min;
- завернуть пробку 9 и пустить двигатель; прогреть двигатель при средней частоте вращения коленчатого вала до 80...85°С и дать ему поработать еще 3...4 мин, при этом жидкость, циркулируя по большому кругу, будет промывать и радиатор;
- остановить двигатель, слить воду, снова заполнить систему чистой водой и повторить указанную выше операцию; остановить двигатель, слить воду и залить в систему охлаждающую жидкость.
В случае повышенного образования накипи для ее удаления необходимо залить в систему охлаждения раствор (5...8 г хромпика на 1 л воды) и эксплуатировать автомобиль с этим раствором в течение месяца. После этого раствор слить и промыть систему охлаждения чистой водой.
В качестве охлаждающей жидкости используют многокомпонентный ТОСОЛ или простой антифриз, основу которых составляет технический этиленгликоль и вода. Соотношения ТОСОЛа и воды для различных температур кристаллизации и соотношение этиленгликоля и воды в простых антифризах приведены в таблице.
Соотношение массы жидкости ТОСОЛ и дистиллированной воды при соответствующей температуре кристаллизации, ºС | |||||||
-21,5 |
-45 |
-49 |
-65 |
-52 |
-40 |
-35,3 |
-24 |
Соотношение этеленгликоля и воды в простых антифризах | ||||||||||||
Антифриз: | ||||||||||||
Плотность, г/см... |
1,034 |
1,051 |
1,063 |
1,071 |
1,078 |
1,083 |
1,086 |
1,092 |
1,098 |
1,104 |
1,110 |
1,112 |
Температура |
-10 |
-20 |
-30 |
-40 |
-50 |
-60 |
-65 |
-60 |
-50 |
-40 |
-30 |
-20 |
Концентрация |
26,4 |
36,4 |
45,6 |
52,6 |
58,0 |
63,1 |
65,3 |
72,1 |
78,4 |
84,5 |
93,0 |
97,8 |
Следует отметить, что температура кристаллизации охлаждающей жидкости растет не только при недостаточном, но и при избыточном количестве этиленгликоля в растворе. При составлении растворов необходимо учитывать, что этиленгликоль является сильнейшим ядом и попадание его на кожу недопустимо.
При отсутствии охлаждающей жидкости ТОСОЛ А-40 или ТОСОЛ А-65 разрешается при температуре окружающего воздуха выше 0 °С применять чистую воду, по возможности мягкую, чтобы избежать интенсивных отложений накипи, ухудшающих теплообмен и приводящих к перегреву двигателя.
Для поддержания нормального теплового режима при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С можно применять утеплитель радиатора. При хранении автомобиля в зимнее время на открытой площадке используемую в качестве охлаждающей жидкости воду надо сливать через сливные краники и пробки обязательно при открытой пробке радиатора, иначе часть воды останется и может вызвать размораживание блока и радиатора.