Основными неисправностями смазочной системы двигатели, требующими проверки и технического обслуживания, являются подтекание масла в соединениях, уменьшение или увеличение давления масла против установленной нормы.
Подтекание масла обнаруживают внешним осмотром пнтомобиля и по масляным пятнам на месте его стоянки. Устраняют подтекание подтягиванием соединений, сменой прокладок и сальников.
Падение давления масла определяют по указателю на щитке приборов. На двигателе ВАЗ-2105 при падении давления ниже 34...44 кПа загорается красная лампа. Причинами падения давления могут быть понижение уровня и разжижение масла, неплотность в соединениях, большой износ коренных и шатунных подшипников, неисправность масляного насоса или редукционного клапана. В случае внезапного падения давления нужно заглушить двигатель и проверить уровень масла. Если он нормальный, надо вывернуть датчик из корпуса фильтра и быстро вращать коленчатый вал рукояткой — выбивание при этом сильной струи масла является внешним признаком неисправности датчика. Чтобы удостовериться в этом, надо сделать проверку контрольным манометром: отсутствие струи свидетельствует о полном прекращении подачи масла.
Повышение давления масла может возникнуть в результате избыточной вязкости масла, загрязнения маслопроводов и заедания редукционного клапана. Нормальное давление масла в прогретом двигателе должно быть в пределах 200...400 кПа.
При техническом обслуживании смазочной системы проверяют уровень масла и доливают его, проверяют герметичность соединения, очищают и промывают устройства вентиляции картера, своевременно заменяют масло и полнопоточный фильтр.
Для замены масла в картере в процессе эксплуатаци надо выполнить следующие операции:
- после работы двигателя (пока масло теплое) вывернуть сливную пробку поддона картера и слить отработавшее масло, одновременно вывернуть сливную пробку полнопоточного фильтра и слить масло из его корпуса;
- вывернуть центральный болт полнопоточного фильтра у двигателей «Москвич-412» и ГАЗ-24, снять корпус, заменить фильтрующий элемент, собрать фильтр и завернуть сливные пробки поддона картера и фильтра; на двигателях ВАЗ заменить фильтр в сборе;
- залить в картер свежее масло до верхней метки маслоизмерительного стержня;
- запустить двигатель на 3...5 мин и заглушить, через 10 мин снова проверить уровень масла и при необходимости долить до верхней метки маслоизмерительного стержня.
Если слитое масло окажется слишком загрязненным и темным, рекомендуется до заправки свежим маслом промыть смазочную систему, для чего, не снимая полнопоточного фильтра, необходимо залить в картер промывочное масло ВНИИ ФД, завести двигатель и дать ему поработать с малой частотой вращения коленчатого вала в течение 10...15 мин, затем слить промывочное масло, заменить масляный фильтр и залить в картер свежее масло в соответствии с сезоном.