По существующему стандарту современный легковой автомобиль представляет сложную механическую систему, состоящую из специфированных (сборочных) единиц и деталей, которые в свою очередь подразделяются на агрегаты и узлы.
Специфицированная (сборочная) единица — это изделие, составные части которого подлежат соединению сборочными операциями на предприятии-изготовителе.
Агрегаты — это сложные специфицированные единицы с большим числом ступеней входимости (как правило, не менее трех).
Узлы — специфицированные единицы, являющиеся составными частями агрегатов.
Деталь — это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций. Детали, которые являются основой для сборки узла или агрегата, называются базовыми или базисными.
Легковой автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.
Общая компоновка автомобиля, определяющая размещение и взаимосвязь основных агрегатов и узлов переднеприводного и заднеприводного автомобилей, показана на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Автомобиль АЗЛК-2141 с ведущими передними колесами: 1 — радиатор, 2 — двигатель, 3 — аккумулятор, 4 — воздушный фильтр, 5 — вакуумный усилитель с главным цилиндром гидропривода тормозов, 6 — телескопическая стойка передней подвески, 7 — отопитель, 8 — коробка передач с главной передачей, 9 — рулевое колесо, 10 — рычаг переключения передач, 11 — рычаг стояночного тормоза, 12 — дополнительный глушитель, 13 — кузов, 14 — бензобак, 15, 16, 17 — рычаг, пружина и амортизатор задней подвески, 18 — запасное колесо, 19 — основной глушитель, 20 — барабанный тормоз заднего колага, 21 — рулевая колонка, 22 — полуось, 23 — дисковый тормоз переднего колеса, 24 — стабилизатор.
Рис. 2. Автомобиль ВАЗ-2105 с ведущими колесами: 1 — радиатор, 2 — аккумулятор, 3 — распределитель зажигания, 4 — воздушный фильтр, 5 — двигатель, 6 — вакуумный усилитель с главным цилиндром гидропривода тормозов, 7 — рулевое колесо, 8 — кузов, 9 — запасное колесо, 10 — барабанный тормоз заднего колеса, 11, 12 — пружина и амортизатор задней подвески, 13 — задний мост, 14 — карданная передача, 15 — рычаг стояночного тормоза, 16 — рычаг переключения передачи, 17 — коробка передач, 18 — рулевой механизм, 19 — дисковый тормоз переднего колеса, 20 — пружина передней подвески с амортизатором.
Двигатель представляет собой агрегат, который преобразует получаемую при сгорании топлива тепловую энергию в механическую, используемую для движения автомобиля.
Шасси — это специфицированный узел, предназначенный для обеспечения движения и управления автомобилем. Шасси состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
Трансмиссия, необходимая для передачи и изменения усилия, передаваемого от двигателя к ведущим колесам автомобиля, состоит из сцепления, коробки передач, раздаточной коробки (для полноприводных автомобилей), карданной передачи, главной передачи, дифференциала (выполненного, как правило, в одном корпусе с главной передачей) и полуосей.
Ходовая часть большинства моделей легковых автомобилей содержит подрамник, как правило, конструктивно совмещенный с кузовом автомобиля, к которому посредством передней и задней подвесок крепятся элементы передней и задней осей со ступицами и колесами.
Механизмы управления включают рулевое управление, служащее для изменения направления движения автомобиля, а также тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения автомобиля, полную его остановку и затормаживание на месте.
Кузов легкового автомобиля предназначен для размещения в нем водителя, пассажиров и багажа. Кузов, как правило, несущей (безрамной) конструкции, к нему крепятся все агрегаты и узлы автомобиля.